Классификация и применение редукторов

Редуктор – это устройство, включающее в себя одну или несколько механических передач, которое изготавливается в виде отдельного блока. Основная функция редуктора – передача вращения от двигателя к исполнительному механизму машины с понижением частоты вращения и соответствующим увеличением крутящего момента на выходе из редуктора.

Классификация и применение редукторов

В зависимости от вида используемой передачи редукторы подразделяются на цилиндрические, конические, червячные и волновые. Кроме того, широко применяются комбинированные редукторы: коническо-цилиндрические и червячно-цилиндрические. В соответствии с количеством ступеней различают одноступенчатые, двухступенчатые и многоступенчатые редукторы.

Конструктивно редуктор состоит из разъемного корпуса, в котором располагаются элементы механических передач (валы, колеса и т.д.), а также детали подшипниковых узлов (подшипники, уплотнения, крышки). Чаще всего в редукторах применяется система смазки картерного типа. В корпусе также могут устанавливаться дополнительные устройства, предназначенные для улучшения условий работы механизма. Это может быть насос для подачи смазки непосредственно в зону зацепления или змеевик для охлаждения масла.

Как отмечает компания «Мир Привода», занимающаяся итальянскими редукторами Bonfiglioli http://mirprivoda.ru/bonfiglioli-tag , в зависимости от конкретных условий работы и конструктивных особенностей различают редукторы общего применения и специальные. Редуктора общего применения серийно выпускаются специализированными предприятиями и заказываются по каталогу в соответствии с требуемыми параметрами. Специальные редукторы проектируются и изготавливаются по конкретному техническому заданию заказчика.

Принцип действия редуктора

Поскольку основу работы редуктора составляет передача вращения между валами, а так же изменение крутящего момента, то базовой характеристикой любого редуктора является тип применяемого в нем зубчатого зацепления. В редукторах используются следующие типы передач.

  • Цилиндрическая передача – самый простой и надежный вид зацепления. Благодаря высокой долговечности такие передачи целесообразно применять в механизмах, работающих в тяжелых условиях. Различают прямозубые, косозубые, а так же, шевронные цилиндрические передачи.
  • Коническая передача незаменима в случае, когда оси сопрягаемых колес пересекаются. Чаще всего угол пересечения равен 90.
  • Червячная передача работает по принципу винтовой пары. В роли винта выступает ведущий червяк, а гайки – ведомое червячное колесо. Один полный оборот червяка соответствует повороту колеса на один зуб. Главное преимущество червячных передач – большое передаточное отношение. Недостаток – низкий КПД из-за трения между червяком и колесом.
  • Гипоидная передача – зубчатая пара, состоящая из конических колес, установленных на валах со скрещивающимися осями. В большинстве случаев конические колеса выполняют с наклонными или круговыми зубьями. Это позволяет значительно увеличить передаваемый крутящий момент и при этом обеспечить плавность работы передачи.
  • Волновая передача – вид зубчатого зацепления, где вращение передается за счет периодического формирования волн на поверхности гибкого внутреннего колеса, которое по диаметру меньше наружного. Деформация гибкого колеса осуществляется при помощи специального элемента – генератора волн. Такие механизмы применяют для передачи вращения в герметично закрытые пространства, а так же – в устройствах, требующих повышенной кинематической точности.

Количество ступеней редуктора

Редукторы, включающие в себя только одну ступень, используются довольно редко (исключение составляют серийные червячные редуктора). Большую применяемость получили редуктора с двумя и более ступенями. Причем в подобных редукторах могут применяться как однотипные, так и комбинированные между собой различные зацепления. Передаточное число механизма рассчитывается как произведение передаточных отношений каждой ступени и зависит от их количества и типа зацепления.

Варианты компоновки редукторов

Установка деталей редуктора в едином корпусе обеспечивает необходимую точность относительного расположения валов и зубчатых колес. Взаимная ориентация входного и выходного валов определяется конструкцией привода и машины в целом. При этом возможна передача вращения между валами с различным расположением осей. В каждом случае подбираются соответствующие схемы. Для параллельных валов используется цилиндрическое зацепление, для пересекающихся – коническое, в случае скрещивающихся валов применяют червячные, гипоидные или комбинированные редуктора. В зависимости от количества возможных скоростей вращения тихоходного вала редукторы делятся на две группы.

Односкоростные – редуктора с единственной кинематической цепью и фиксированной частотой вращения тихоходного вала.

Многоскоростные (коробки передач) – редуктора с несколькими кинематическими цепями и возможностью варьировать число оборотов на выходном валу.

.